С праздником, любимый город! Моя история любви с Севастополем.


– Хорошего дня и с праздником! – сказал мне бариста в Кофемолке, когда я брала свой традиционный утренний кедровый кофе.

 


Сегодня в Севастополе выходной день в связи с 8-й годовщиной референдума и воссоединения Крыма с Россией. В центре города пройдет сбор гуманитарной помощи и митинг-концерт в поддержку Донбасса.

Для многих крымчан это действительно праздник и в том числе для меня. Моя история любви с Севастополем началась давно, еще в далеком 1986 году. В советские времена это был «город-мечта» – чистый, ухоженный, белокаменный. И что немаловажно, закрытый. Это означало, что в город можно было попасть только по спец.пропускам и кого попало сюда не пускали. Бомжей в те времена не было, их роль играли цыгане, но шансов проникнуть в Севастополь у них не было.

 

Тут было чисто, безопасно и красиво. Я сразу влюбилась в этот город и конечно мечтала тут остаться после учебы, но судьба распорядилась иначе. В 1991 году я получила диплом, и этим же летом случился путч, в результате которого Советский союз распался и Крым стал Украиной. Мне пришлось уехать.

 

Я очень долго переживала из-за этого. И не оставляла мечту однажды вернуться.

Но приезжала периодически и видела, как менялся город.

 

В 1994 году особо еще не было понятно, что происходит, кроме того, что все очень дорого и работать негде. Я со своими северными копейками, которые наскребла на отпуск с помощью трех работ, тут выглядела богачкой.

 

В 2003 году уже было очевидно, что жизнь сильно лучше не становится, предприятия закрываются, работы нормальной так и нет. Город потихоньку хиреет и к лучшему ничего не меняется. Моя мечта об этом городе стала чахнуть.

 

В 2013-м уже было совершенно ясно – что-то будет. Обстановка накаленная, город замусорен, кругом стаи бродячих собак. Люди ругались друг с другом абсолютно везде. Страшновато даже было вечером выходить на улицу. Вспомнился Якутск в 90-е. В тот приезд я поняла, что мне не хочется сюда больше приезжать. Того города, который я полюбила, больше нет. А то, во что он превратился – было просто уму непостижимо. Я ведь помнила его цветущим. Сердце кровью обливалось, глядя на происходящее.

 

Через год произошли те самые события и в 2016-м подруга зазвала меня в гости. Я была удивлена увиденным. Город восстанавливался и расцветал. И затеплилась надежда, что не все еще потеряно. Но переезжать я все же не планировала. В одну реку дважды ведь не входят.

 

Я планировала уезжать из Сибири, но не в Крым. А в 2020-м случилась пандемия и единственным вариантом для переезда к морю оказался именно он. В Сочи уже тогда было перенаселение, а тут из-за того, что Крым еще пока двумя ногами оставался в 9о-х, поток переезжающих был еще не таким огромным.

 

При этом, уже очень заметно было, как изменился и похорошел город. Как много сделано для его восстановления – новые парки, бульвары, дороги. Крым конечно еще поднимать и поднимать, тут так и плохо с работой и со многими другими вещами, но в целом тенденция мне очень нравится, поэтому я здесь. Не знаю, на сколько. Слово «навсегда» я вообще не употребляю. Ничего нельзя загадывать в этой жизни. Но пока мне тут лучше, чем где бы то ни было, я здесь.

 

Конечно, всегда найдутся недовольные со своим: «а вот раньше было лучше». И это нормально, потому что в любом периоде – что-то лучше, а что-то хуже. Вопрос в том, на чем мы фокусируемся. Оплакиваем то, чего уже нет. Или за руинами стремимся увидеть новые горизонты.

 

Я всегда за то, чтобы смотреть вперед и видеть лучшее.

 

С праздником, любимый город!