Лишний вес – в голове!


Последние восемь лет я нахожусь в своём идеальном весе. И в нём же встречаю сегодня своё 50-летие. 


Сейчас я полностью довольна своим телом. Но так было не всегда.

Откуда берутся толстые тётеньки?

Ещё в первом классе, глядя на мам своих одноклассниц, я недоумевала: «Как из маленьких худеньких девочек получаются толстые тётеньки?» Ответа на этот вопрос в моей детской голове так и не нашлось, но я твёрдо решила, что никогда такой не буду!

Однако, к 16-ти годам на картошке с мясом, пельменях и пирожках я выросла в довольно упитанную и жутко закомплексованную девочку. Мама говорила: «Белое увеличивает, полосатое толстит, мини-юбки не идут, зато чёрное  стройнит».  Так она пыталась помочь, но мне становилось ещё хуже от необходимости прятать себя в эту «стройнящую» одежду. И на несколько лет мечты о красивом и стройном теле были похоронены в траурном гардеробе.

Моё «толстое» фото с одноклассниками – единственное, которое я смогла отыскать из тех лет. Очень не любила фотографироваться, да еще в полный рост…

Я считала себя самым ужасным человеком на свете, и не могла понять, за что мне такое наказание? Почему мои ровесницы худенькие и симпатичные, а я страшная и толстая. На тот момент я видела себя именно так, без преувеличения. Врезался в память один весенний день, когда я шла по улице, цвёл миндаль, а я стеснялась снять плащ, смотрела на красивых и стройных девушек и думала, что лучше бы мне умереть прямо сейчас, потому что так мучиться дальше невозможно. И выхода из этой ситуации на горизонте не наблюдалось…

Зачем мне пять запасных килограмм?

Но умереть – это для слабаков, и к тому же никто не гарантировал мне красивое и стройное тело в следующей жизни. Интуиция подсказывала, что если я сейчас сойду с этой карусели, то меня обязательно вернут сюда снова. И вот такую свою жизнь ставить на повтор не устраивало меня гораздо больше, чем находиться в своём «толстом» теле. Тогда я решила побороться, понимая, что покрасиветь не смогу, но постройнеть вполне в моих силах.

А так как я была ко всему прочему очень упёртая, то стала пробовать все доступные способы  – диеты, голодания, вегетарианство, правильное питание, раздельное питание и т.д., но сколько бы не сбрасывала, всегда возвращалась в один и тот же вес = мой идеальный + пять запасных килограмм. И зачем они со мной, я никак не могла разгадать.

С переменным успехом около 25-ти лет подряд я пробовала, бросала и снова возобновляла свои эксперименты. И вот какая обнаружилась тенденция. Я выходила замуж, разводилась, впадала в стрессы и прибавляла в весе. Переезжала, меняла работу, стрессы уходили и вместе с ними – лишние килограммы. В какой-то момент до меня дошла простая мысль – я набираю вес в стрессовых ситуациях. А когда «жизнь налаживается», он исчезает сам. Но что с этим делать, было неясно. И я подвисла, потому что все мои эксперименты напоминали ходьбу по замкнутому кругу, выхода из которого на моем жизненном горизонте снова не наблюдалось…

Не знаю, что бы было дальше, если бы институтская подруга вдруг не прислала ссылку на книжку «Как сделать из тушки фигурку». Я не поняла юмора, так как тушкой все же себя не считала. Пять лишних килограмм – вполне себе посильная ноша. А на тот момент я вообще сильно похудела от болезни и больше походила на скелетика. Но подруга от меня не отставала и говорила, что эта книга вообще не про вес. И я поняла, что жизнь настойчиво на что-то намекает.

Лишний вес был в моей голове!

«Есть такое слово надо» – кроме прочего, научила меня мама. А если «надо» говорит моя собственная жизнь, пусть голосом подруги, то она точно плохого не посоветует. И лучше слушать, иначе будет хуже. Это я уже на тот момент прекрасно понимала. Очевидно, что не всегда наши собственные ограничения помогают разглядеть и заметить – что же нам «надо» на самом деле.

Так и вышло. Книжка оказалась совсем не про похудение. Главная идея была в том, что «лишний вес – в голове» и предлагалось провести эксперимент: на протяжении определённого времени отслеживать все свои желания покушать и каждый раз записывать в специальный блокнот – что ты съел, зачем и что чувствуешь после еды.

И тут до меня дошло! Это же способ поиска причины своих пищевых желаний! А эта тема меня занимала всю жизнь, потому что ответа на вопрос так и не был найден – для чего моему организму требуется носить с собой запасные пять килограмм? Это как сумка для женщины – что в ней лежит, она и сама порой не знает, но без неё, как без рук.

И хотя именно в тот момент вопрос лишнего веса меня совсем не беспокоил, я прекрасно понимала, что когда выздоровлю, запасные килограммы снова займут привычные места.

Что такое страх "чёрного дня"?

Возможность провести прикольный эксперимент меня очень обрадовала. По причине болезни я как раз была без работы и могла себе позволить погрузиться в процесс с головой. К тому же, что может быть лучше для аналитика, чем поисследовать и поанализировать! А заодно подкачать свои профессиональные навыки.

И я взялась «за дело и за тело» с огромным воодушевлением! Купила новый красивый блокнот и сделала там свою первую запись 11 декабря 2011 года. Уже через два дня исследований и тщательного анализа обнаружился удивительный и неожиданный вывод – чаще всего я съедаю лишнее, потому что боюсь "чёрного дня". И чтобы было не так страшно, у меня всегда был с собой (вернее, на себе) пятикилограммовый запас на вот этот мифический "чёрный день".

Конечно же вывод меня поразил. Я стала вспоминать, как часто эта фраза звучала у нас дома в детстве. Как мама боялась, что нам нечего будет есть и постоянно пополняла закрома... Так отзывалось её голодное детство. А я повторяла это бездумно всю свою жизнь. Сколько всякого добра хранилось на "чёрный день". И как мой маленький тогда сын в ответ на моё: «Это на "чёрный день" однажды спросил: «А на красный день что?», как бы намекая на абсурдность этого выражения.

И теперь становилось понято, что по этой же причине я всегда всё доедала, закупала продукты с большим запасом и никогда не отказывалась от угощений.

"Чёрного дня" не существует!

Когда я рассмотрела страх "чёрного дня" повнимательнее, то поняла, что бояться на самом деле нечего, потому что "чёрный день" существовал лишь в моем воображении. В 21 веке представить, что исчезнет вся еда в мире, можно только в фантастическом фильме. Но даже если вдруг на минуточку закрыть глаза и вообразить невозможное… Я ведь знала не понаслышке, что человек может прожить без еды 40 дней. Я сама лично увлекалась длительными голоданиями и при этом ходила на работу и жила обычной жизнью.

Вот такие записи я делала ежедневно в течение пятнадцати дней, параллельно разукрашивая в яркие цвета каждый новый день своего эксперимента.

После осознания, что я боюсь того, чего на самом деле не существует, мне стало значительно легче. Это подтвердило вывод о том, что страх "чёрного дня" находился только в моей голове. А, соответственно, программа набора запасных пяти килограмм была там же. Значит, если убрать из головы страх, то вместе с ним автоматически удалится и вредная программа, и тогда лишний вес с тела уйдет сам. В моем аналитическом уме это представлялось вполне логично.

Тогда я взяла тот самый блокнот и переписала установки. 

Взамен имеющейся: 
«Я переедаю из-за страха, что вдруг мне будет нечего есть, если я останусь без средств к существованию, и из-за этого же делаю лишние запасы на "чёрный день"»

написала новую: 
«В моей жизни больше никогда не будет страха "чёрного дня", потому что отныне все дни в моей жизни будут разноцветными!» и разрешила себе больше не бояться того, чего не может быть.

По сути, я сменила «прошивку» в своём мозгу – нашла ограничивающее убеждение, которое все эти годы закрывало выход из ситуации и заменила его на вдохновляющую идею. И как будто вместо старого корявого частокола перед глазами на моем личном горизонте появилось прозрачное окно с прекрасным видом на будущую жизнь.

После этого случилось еще одно удивительное открытие! Оказывается, я могу есть ровно столько, сколько требуется! Когда страх меня отпустил, запасы на "чёрный день" стали не нужны. Это окончательно подтвердило мысль о том, что "чёрный день" был только в моей голове.

Свой идеальный вес организм знает сам

После устранения причины запасных пяти килограмм прошло восемь лет и все эти годы я нахожусь в идеальном весе, который мой организм нашел сам.

Как я узнала, что он идеальный? По своему внутреннему состоянию. Никто кроме тебя самого не определит в каком весе комфортно жить. Мой организм радостно просигналил, когда мне стало физически легко заниматься всем любимым – танцевать, плавать, ходить на лыжах, кататься на коньках, ездить на велосипеде и просто жить той жизнью, которая нравится. Так же мне теперь стало комфортно эмоционально – приятно смотреть на себя в зеркало, нравится носить красивую одежду моего любимого размера совсем не траурных расцветок.

На фото справа мне 48 лет и, спустя 32 года, я наконец научилась принимать и любить своё тело, а оно само нашло свой идеальный вес.

Это не значит, что я нахожусь в одной и той же форме постоянно. Я понимаю, что сезонные колебания веса – это нормально. Я периодически заедаю стрессы и компенсирую сладким нехватку счастья в жизни, но уже осознавая происходящее и разрешая себе это делать. И принимая, что так уж сложилась жизнь. Иногда прибавляю пару-тройку килограмм, особенно в зимнее время. Но я отдаю себе отчёт, для чего они нужны, и спокойно к этому отношусь.

«Лишний вес» – это про нелюбовь к себе

Но что бы ни происходило, теперь моё тело всегда само возвращается в свой идеальный вес. И он на 10 килограмм меньше, чем был в 16 лет. А это значит, что утверждения о том, что с возрастом набор веса неизбежен, не более, чем мифы. И теперь я абсолютно уверена, «лишний вес» – это не про диеты и запреты, это не про калории и БЖУ. И это не про правильное питание и вегетарианство. Проверено на себе.

«Лишний вес» – это про нелюбовь к себе. И про нелюбовь к миру. Потому что только нелюбимое тело прячется в уютный кокон из лишних килограммов, защищая себя от каких-то неведомых опасностей.

Если бы я всё это знала 25 лет назад, то сразу бы устроила себе допрос с пристрастием:
– Для чего мне лишний вес?
– Какую роль он играет для меня?
– О чем он хочет мне рассказать?
– От чего он меня защищает?
– Почему мне выгодно находиться в нем?
– Чего я боюсь и от чего прячусь с его помощью?

Как здорово, что я всё это поняла, иначе могла бы сражаться со своим телом всю жизнь. И всю жизнь ненавидеть его. Это на самом деле страшно. Прожить жизнь и не полюбить свое тело. И себя в нём.

А можно приложить усилия и разобраться. Отловить вредную программу, которая управляет желанием поесть в обход сознания и заставляет ненавидеть себя за это. И заменить её на другую, с помощью которой организм сам будет приводить себя в баланс. И быть со своим телом заодно. Жить полноценной и радостной жизнью, когда тело не мешает тебе, а поддерживает во всех начинаниях.

Как отловить «вирусную программу»

Как находить и заменять «вирусную программу», каждый решает сам. У меня получилось самостоятельно отыскать первопричину.

Начала я с вопроса: «Для чего я ем про запас?» А далее записывая ответы и новые вопросы в тот самый блокнот, докопалась до сути. И когда сформулировала вредную установку и заменила ее на полезную,  мне просто перестало хотеться есть, если я не голодна.

Но если бы я не справилась сама, то обратилась бы за помощью к подругам. Попросила бы их позадавать мне вопросы, чтобы размотать этот клубок страхов, внутри которого был спрятан пульт управления моим желанием покушать. Если бы не получилось с подругами, искала бы  психолога, коуча. А теперь у меня есть своя группа поддержки Я только спросить – для помощи в решении любых вопросов всем желающим. Способов найти ответ существует великое множество. Было бы желание.

А когда оно есть, план действий очень простой:

  1. Завести специальный красивый блокнот для эксперимента. Озаглавить его как-то волшебно. И к нему – веселенькую ручку или карандаш. Это важно, все пункты нужно выполнять из любви к себе.
  2. Выделить две-три недели времени, которые вы сможете посвятить себе любимому (причем прямо сейчас уже любимому, а не потом, когда расстанетесь с лишним весом).
  3. Каждый день, по дороге к холодильнику прихватываем волшебный блокнотик и ручку и  задаем себе вопросы: Почему / для чего я решил поесть? Что именно я съел и сколько? Что я чувствую после еды? А может это вообще не я? А кто тогда? А почему он просит есть? И т.д.
  4. Записываем абсолютно всё съеденное и выпитое, а также умные мысли, которые посещают в  процессе распутывания клубка своих пищевых предпочтений. В конце дня анализируем ответы и выбираем победителей.
  5. В конце недели смотрим, какой ответ занял первое место. Если быть внимательным к тому, что происходит и честным с собой, то довольно быстро чемпион окажется на пьедестале. Себя ни в коем случае ни за что не ругаем, а хвалим за круто проделанную работу над собой.
  6. Когда вы воочию увидите, что управляет вашим желанием съедать лишнее, нужно дать название этому явлению, чётко сформулировать причину и разобрать ее на запчасти.
  7. А затем прописать новую программу, которая будет в ладу с вашими собственными желаниями, с телом и головой. Образно говоря, отпускаем на волю того, кто заставлял есть впрок и заменяем кем-то, кто с удовольствием будет регулировать новыми привычками.


Например, как было у меня:
– Страх управлял желанием поесть и заставлял наедаться впрок.
– Причина, которая лежала в основе страха: «Я боялась "чёрного дня"».
– Почему я его боялась? Потому что «мама пережила голодное детство.
– Но у меня не было голодного детства, почему я тоже боялась? По привычке.
– Как мне перестать бояться "чёрного дня"? Какие у меня есть причины его бояться? И т.д.

Так можно задавать себе вопросы до тех пор, пока не размотается этот клубок и не отыщется исчерпывающий ответ, к которому не получится придумать следующего вопроса.

Моей точкой стал ответ: «"Чёрного дня" не существует».

А новой программой: «Все мои дни теперь будут разноцветными».

Таким образом, я заменила свой Страх «чёрного дня» внутренним Художником, которому дала задание раскрашивать мои дни каждый раз по-новому.

Я считаю, тот кто хочет – в силах проделать такое самостоятельно. Но если всё же не получилось, либо какие-то внутренние убеждения закрывают выход из ситуации, и нужен взгляд со стороны, просите помощи друзей, психологов, коучей. Или хотя бы аналитиков.

Две составляющие успеха в этом деле: честные ответы на вопросы и хороший анализ. Больше ничего не надо. И не забываем, что это всего лишь игра! Игра с любовью к себе!

Наконец себя люблю я, а могла не полюбить!

Параллельно нужно учиться себя любить. Когда моя дочь была маленькая, на вопрос: «Ты наелась?» она отвечала: «Живот уже наелся, а голова еще хочет». Это снова о том, что «кушать хочет голова», а значит и причина чего-нибудь пожевать находится там же. И еще это о том, что мы все в детстве умели это делать. Любить себя и чувствовать свои желания. Надо просто вспомнить.

Тема про любовь к себе в прочитанной книжке тоже прорабатывалась. Помню, нам нужно было сочинять стишочки про себя любимую и каждый день зачитывать себе их, глядя в зеркало. Эта тема мне тоже чудесно зашла, так как порифмовать на досуге и повеселиться я большой любитель. Я сочиняла вот такие частушки и пела их на прогулках в лесу:

Вот пою себе я песню,
Как же славно стало жить
Наконец себя люблю я
А могла не полюбить!

Там было много разных других упражнений, но тема любви к себе тянет на отдельную большую статью.

А если подытожить:

Лишний вес – это побочный эффект вредных программ, основанных на страхах и ограничивающих убеждениях, спрятанных очень глубоко в нашей собственной голове. 

Побочный – в прямом и переносном смысле. Пустая трата времени – бороться с лишним весом, не устранив его причину. Потому что он будет возвращаться снова и снова. И это занятие не закончится никогда. А я люблю решать вопрос раз и навсегда.

И когда я поняла, что разбираться надо не с лишними килограммами, а с тараканами в своей голове, жить стало значительно легче. Уж в себе-то порядок всегда можно навести! «Пыль протереть, мусор выкинуть, тараканов отпустить на свободу». И это зависит только от тебя самого! Потому что это твои собственные тараканы. И ты сам решаешь, что с ними делать. Лично я за свободу для всех!


В возрасте #тетенькапод50 я исполняю свою детскую мечту о красивом и стройном теле. Мы с ним теперь заодно – катаемся на лыжах и  коньках, плаваем и танцуем. И то ли еще будет!

Я так счастлива, что мне это удалось! И очень хочется разделить радость с моими читателями. Хочется показать на своем примере, что все это не так сложно, как кажется. Что любому обычному человеку вроде меня вполне под силу найти свой идеальный вес и  полюбить своё неидеальное тело. Потому что идеальных людей не существует.

Я прошла долгий путь «до» и имела достаточно времени, чтобы проверить результаты «после», так что спустя восемь лет с удовольствием делюсь моим рецептом стройности и буду рада вдохновить кого-то на пути к своему собственному стройному и красивому телу.

Пусть это будет подарок к моему юбилею для читателей Жить интересно! И моей благодарностью этому журналу, который четыре года назад предоставил мне личную площадку, откуда я совершила свой первый писательский взлёт со статьей «Есть ли жизнь после 45-ти?» и получила мощную поддержку, как начинающий автор.

Спасибо моим самым прекрасным в мире читателям за ваше внимание и слова благодарности! Когда узнаешь, что мои статьи помогают в трудные моменты жизни – это дорогого стоит!

И огромное спасибо Жить интересно! за то, что в нужный момент встретился на моём пути и подарил уютное местечко в интернет-пространстве, где я могу творить, делиться полезным и дарить любовь, которой теперь во мне очень много! 


Ссылка на публикацию на Жить интересно!