Принимать счастье: 3 раза в день



Жизнь пролетает быстро, как во сне, 
И глазом не моргнешь, как станешь древним. 
Желаю видеть радость в каждом дне, 
И быть от этого счастливой ежедневно!

После третьего развода в моей жизни случился жесточайший личностный кризис. В третий раз рухнула детская мечта о большом доме и счастливой дружной семье. Я сидела на руинах прожитых лет и не понимала, куда жить дальше. 



О чем теперь мечтать и к чему стремиться. Было ощущение полного краха, разбитого корыта и личного поражения. Началось существование "ежика в тумане" без курса и без мечты. Я болталась на волнах житейского моря и не представляла, куда меня вынесет очередным штормом. И, как можно было предположить, вынесло совсем не туда, куда я собиралась, что впрочем можно было сказать и обо всей моей прежней жизни.

К концу года, 19 декабря, я загремела в больницу по скорой, порушив все планы на предстоящий Новый год. Переливание крови и операция. И неизбежность следующей операции. Две недели я рыдала не переставая. Это событие стало подтверждением моей полной жизненной несостоятельности.

  • Кто я? Что я? Зачем я вообще?
  • Как я смогла довести себя до такого состояния?
  • Как я сумела за 42 года не реализоваться ни с какой стороны?
  • Как я вообще попала в эту параллельную реальность, о которой никогда не мечтала? 

В общем, было очевидно, что жизнь не удалась, да и я сама, в общем-то, тоже совсем не удалась. 
Чтобы прекратить поток рыданий, пришлось пойти к психологу. К обычному "участковому" психологу в поликлинике по месту жительства. Потому что сама я уже не справлялась. А она как-то сумела переключить меня со страданий о "разбитом корыте" на простые бытовые радости, предложив не думать о глобальном. А просто ставить маленькие цели, быстро их достигать и сразу получать радость от результата. Вот прямо в течение дня  утром цель поставил, вечером достиг. И сразу же доволен. И смысл в прожитом дне вроде уже и есть... А из смысла каждого дня складывается общий смысл жизни. И еще, как ни странно, она предложила порисовать. Тогда я удивилась, но решила попробовать, вспомнив свои увлечения пермогорской росписью, а в итоге занялась рисованием зендудлов. Спустя три года, результатом того периода явился рисунок, который до сих пор украшает обложку журнала "Жить интересно!" в Фейсбук.


Параллельно я занялась подготовкой к операции. Самым сложным и мучительным для меня было во всей этой ситуации  принять момент своего поражения. Что означало  признать себя полным лузером. Тогда как привыкла я всегда побеждать. Быть отличницей со всех сторон. И все делать идеально. А человек, которого однажды разрезали и зашили  остается неидеальным навсегда. Да и неспособность справиться самостоятельно со своими проблемами и обращение к психологу уже само по себе явилось для меня признаком личного поражения.
С другой стороны, будучи с детства весьма болезненным существом, я всегда очень внимательно следила за состоянием своего здоровья и ситуация с операцией меня просто раздавила. Ну как? Как могло такое случиться со мной?? С человеком, который "правильно" питался и вел "здоровый образ жизни"??? 

Тогда я еще не пришла к мысли:
  • Что не все в этой жизни зависит от нас.
  • Что есть Высший Промысел и уроки жизни, которые нам надо пройти.
  • Что есть события, с помощью которых в голову вкладываются такие вещи, которые в обычной жизни никогда бы не пришли.
  • Что в комфортной ситуации невозможно прочувствовать и понять то, что осознаешь, оказавшись перед чертой...
Я ничего этого тогда не знала, как и оборотной стороны следования "здоровому образу жизни" и "правильному питанию". Уже потом, разобравшись во всех неочевидностях этого подхода и в психосоматике своей болезни, я совершенно четко осознала ее причины. Семь лет жесткого стресса в браке плюс жесткие ограничения в питании сделали свое дело и было очевидно, что "как было" уже не вернуть. Только резать. И я снова начинала рыдать...
И вот день "Х" настал. Я лежу на кушетке и меня везут в операционную. Этот день я запомнила навсегда  шестое февраля счастливого тринадцатого года. Но перед дверью произошла какая-то заминка, и меня оставили в коридоре еще на полчаса. Полчаса ожидания, которые я провела, упершись взглядом в белый больничный потрескавшийся потолок... Я никогда не забуду эти длинные минуты...

О чем я тогда думала? Я думала  а что если я умру? Нет, не сказать, что это был страх. Я не боялась смерти, как бы это странно не звучало. Я за свою жизнь столько раз была на ее пороге и даже однажды побывала за этой дверью. Я знала, что там будет хорошо. К тому же в моей ситуации это было бы скорее выходом и освобождением.
Но в тот момент я думала совсем о другом:
  • Сначала о какой-то ерунде, что у меня носки под диваном валяются, и стыдно будет, если кто-то их увидит.
  • Затем я вспомнила, что подруге книжку пообещала дать почитать и забыла.
  • Что с дочерью мы так ни разу и не съездили вместе в отпуск на море.
  • Что у нас с сыном в  последнем разговоре осталась какая-то дурацкая обида.
  • Что я четвертый год в ссоре с родителями из-за расхождений во взглядах на жизнь.
  • Что я не высказала бывшему мужу все свои претензии и они до сих пор лежат на сердце камнем.
  • Что я хотела научиться танцевать, но так и не научилась...

Но самое главное, я представила, что вот я умру и моя душа предстанет перед Богом. И Он спросит:
 Что ты сделала хорошего за свою жизнь? Чего ты достигла?
И я в ужасе поняла, что мне нечего ответить... Ибо как я могу сказать, что я бесполезно растратила всю свою прекрасную жизнь, данную мне Свыше, на какую-то бессмыслицу, пустые занятия, ненужных людей и чужие цели. Все мои 43 года. И в тот момент я поняла, что умирать прямо сейчас мне никак нельзя, потому что, тупо, стыдно. Потому что я еще столько всего не сделала.


И мне очень нужно выздороветь, чтобы успеть прожить, наконец, свою собственную жизнь. Сделать все недоделанное. Высказать все невысказанное. Выбросить все камни из-за пазухи. Делать сегодня то, что хочется сделать сегодня. Говорить людям сейчас то, что хочется им сказать прямо сейчас. Свозить дочь на море. Наладить отношения с сыном. Помириться с родителями. И научиться наконец танцевать.
И навсегда откладывать то, чего мне совсем не хочется. Прекращать пустые разговоры, отказываться от ненужных дел и расставаться с людьми, которые мною не дорожат.
Все произошло не сразу. Но этот момент четко запечатлелся в моей памяти. Белый потолок, как белый лист, с которого я начала свою жизнь заново. В 43 года. И теперь, когда мне хочется впасть в страдания или снова начать сливать свою жизнь в унитаз, я вспоминаю этот белый больничный потолок, на котором кое-кто тогда написал для меня: 

"Жить прямо сейчас. Завтра не существует. А каждый день может оказаться последним."

После операции рядом со мной никого не оказалась. Я осталась совсем одна наедине со своей болезнью. Это была суровая и очень жестокая реальность. А мне было невыносимо себя жалко. Так жалко, что моя выписка состоялась на неделю позже положенного срока. Запомнилась заведующая, которая придя на очередной осмотр, строго спросила: "А почему это я вас в коридоре не вижу? Ну-ка, быстро, вставать и ходить! И выздоравливать!"
И я начала вставать и ходить. И выздоравливать. Во всех смыслах. 
Первое, что я сделала, когда зачем-то позвонил бывший муж, попросила его больше мне не звонить. Никогда. Ибо незачем.
Сразу же после выписки дочь принесла из школы вирус. Конечно, я понимала, что в больнице иммунитет во мне был убит насмерть... И конечно я заболела, а все мои накопившиеся невысказанности, как всегда, превратились в бронхит. Помню как сейчас. Лежу в позе эмбриона, потому что кашель рвет на части свежий шов на животе. Температура лезет вверх, 38, 39, выше. И в моем воображении уже приезжает скорая, которая увозит меня обратно... И тут я говорю себе:
 Стоп! Ты хочешь снова в больницу?
 Конечно, нет.
 Тогда вставай и выздоравливай. 

И я встала, сделала себе морс из клюквы и занялась домашними делами. Через час температура нормализовалась, да и сама я вскоре пошла на поправку. С тех пор девизом моей жизни стали слова: "Вытри сопли и помоги себе сам". Печально было это осознавать, но правда жизни оказалась очень и очень жестокой - больной я была никому не нужна. И это понимание во многом повлияло на мою дальнейшую жизнь и напрочь отбило прежнее стремление помогать всем подряд. 
Через месяц я восстановилась и вышла на работу. Через два  записалась в бассейн. Еще через месяц  на сальсу. А еще через два  мы с дочерью и семьей сына отправились в большое путешествие по Крыму и Кавказу.


Там, в этом долгом отпуске мы исполнили все детские мечты моей дочери  море, дельфины, жирафы, самолет и что-то ещё... уже не вспомню. Главное, что мы закрыли все вопросы из детства. И пошли вперед, во взрослую жизнь, большими шагами. Теперь понимаю, насколько целесообразным и своевременным был тот отпуск, хотя мы и залезли тогда в долги. Ей было 16, самое время попрощаться с детством. И мы вместе отвязали все завязки, которые ее там удерживали. А вместе с ними нейтрализовали и ее детские претензии ко мне. И еще, очень важный момент, как я теперь понимаю, она увидела, что исполнять свои мечты  это просто. И теперь делает это уже сама.

Отношения с сыном я строила и проясняла дольше, но на сегодня они именно такие, какие я и хотела бы. Взрослые, адекватные и дружеские. И у нас больше нет взаимных претензий. Мы можем сесть и вместе обсудить сложные моменты. И меня просят принимать участие в воспитании внуков. А это, я думаю, самое лучшее подтверждение моей родительской состоятельности.


Далее я построила новые отношения с родителями. С чистого листа. После четырех лет взаимного отторжения мы заменили его на взаимное уважение. И теперь с интересом делимся друг с другом своими новостями и увлечениями. Да, и у них тоже есть увлечения, хотя им за семьдесят. И думаю, что и этот вопрос для меня можно считать решенным. И, бронхитом, кстати, с тех пор я больше не болела.

А самое главное, что я поняла в результате:
  • Быть счастливым или не быть им  это твой собственный выбор.
  • Ты сам решаешь  как реагировать на то или иное событие.
  • Ты самостоятельно делаешь выбор  чем тебе наполнять свою жизнь.
  • И каждый день только ты, и никто другой, принимаешь решение  страдать или радоваться.

Но наиболее приятным открытием для меня явилось то, что: 
"Быть счастливым"  это не только твое решение и твой выбор. Это навык, который можно и нужно тренировать. 

Впервые я это поняла, когда случайно оказалась на марафоне #100happydays. Сто дней подряд мы должны были находить и фиксировать счастливый момент дня. Это оказалось мощным тренингом. Я очень многое узнала тогда о себе. Но, главное, появилась привычка фиксироваться на радостном. И сначала это было очень трудно.
Потом у меня для этой же цели  коллекционировать моменты счастья, появился Инстаграм. И теперь я их собираю там, как гербарий из красивых цветов на память о лете. Так, незаметно, маленькими шажочками мой "здоровый образ жизни" превратился в "счастливый образ жизни". И он мне нравится гораздо больше! 


Конечно, я не всегда радуюсь. И до сих пор люблю иногда пострадать. Другое дело, что теперь я стараюсь не задерживаться в этом состоянии надолго. 
Страдание  как болезнь. Счастье  как здоровье. Приболел немного, принял счастье три раза в день и выздоровел. 
Как принимать счастье?  спросите вы. Все очень просто! Нужно найти то, что делает вас счастливым. И делать это каждый день. Это и будет ваша волшебная таблетка. 

Как найти то, что делает счастливым?
 Фиксируйтесь каждый день на том, что радует.
 Ищите плюсы во всех не самых приятных ситуациях.
 Замечайте незначительные милые моменты  улыбку прохожего, детский смех, кота на коленях, шорох листьев под ногами или наоборот, распускающиеся цветы на деревьях. 


И вскоре вы начнете замечать, что вдруг вам улыбнулся прохожий или кто-то нарисовал милое сердечко на тротуаре, прямо на вашем пути. И вы вдруг ни с того, ни с сего, обрадуетесь и улыбнетесь миру в ответ. 

Следующий уровень счастливого образа жизни  моменты счастья создавать. 
 Напишите свой список занятий, которые делают вас счастливым. 
 Открывайте его каждую неделю и проверяйте  что и сколько раз вы сделали.
 Пересматривайте и обновляйте этот список хотя бы раз в полгода.

Мой список счастливых занятий:
1) Быть одной  слушать себя, тишину, свои мысли, наводить порядок и гармонию в доме.
2) Готовить, угощать  придумать блюдо, вкусно приготовить, красиво подать и угостить себя и близких.
3) Сидеть в кафе  пить кофе, вкусно кушать, смотреть в окно, наблюдать жизнь и внимать миру.
4) Общаться с близкими  обсуждать общие темы, обмениваться радостью, делиться мыслями.
5) Танцевать  выражать себя через тело, создавать новые истории в паре, соединяться с музыкой.
6) Рисовать  преображать пространство, расцвечивать его яркими красками, проявлять пустоту.
7) Двигаться  лыжи, коньки, плавание, поездки  ощущать владение телом, энергию, бодрость, жизнь.
8) Вязание  рождать красоту, рисовать узоры спицами, создавать новую вещь из клубка ниток.
9) Писать  выражать чувства в буквах и словах, упорядочивать мысли и оформлять их в блоге.


А предложение психолога порисовать переросло вот во что. На очередной день рождения дочь  подарила мне картину по номерам под названием "Красивая жизнь". Я ее начала раскрашивать 1 января и закончила 30 сентября. Ровно 9 месяцев. И это очень символично. Незаметно, день ото дня, маленькими мазками я закрашивала участок за участком. И родилась цельная картина. И так же незаметно, каждый день по чуть-чуть наполняясь моментами счастья, родилась моя счастливая и красивая и жизнь.


И теперь, пройдя этот путь, я абсолютно точно уверена, что каждый из нас способен натренировать навык быть счастливым. И это не сложнее походов в спортзал.

Но для начала стоит ответить самому себе на вопрос: 
Что хорошего вы готовы ежедневно делать для мира?
Например, если просто улыбаться прохожим и себе во всех встречных отражениях (и пусть это будет даже ближайшая лужа) и делать это упражнение ежедневно и не по одному разу, то вы и не заметите, как привыкнете. Привыкнете каждый день улыбаться миру. Привычка быть счастливым прилипает всерьез и надолго, потому что это приятно! Это доставляет хорошие эмоции. И это совсем несложно.

И еще парочка универсальных советов, которые подойдут всем:
 Благодарите Всевышнего за вашу прекрасную жизнь. Каждое утро.
 Вспоминайте все хорошие моменты, что были в течение дня. Каждый вечер. 

И постепенно, шаг за шагом, каждый день тренируя свой навык замечать прекрасное и радоваться ему, а затем и создавая самостоятельно моменты счастья, в один прекрасный день вы обнаружите, что построили свой счастливый образ жизни.


Почему я выбираю его?

Да потому что:
Cчастье  это единственное, ради чего стоит жить

Это то, что движет нас вперед и поднимает каждое утро навстречу новому дню. Счастье  это то, что наполняет наше существование  смыслом. И теперь я больше его не ищу.
Теперь я точно знаю, что смысл жизни состоит в том, чтобы находить кусочек счастья в каждом прожитом дне и складывать из них цельную картину своей собственной счастливой жизни.



Ссылка на публикацию на Жить интересно!