Что такое Рождество?

Думала я, думала, о чем же написать на этой неделе, как вдруг меня начали поздравлять с Рождеством мои испаноговорящие друзья! Ну конечно, вчера же было Рождество! Я каждый год про него забываю, а они мне напоминают, и конец года становится праздничным немного заранее. Сегодня завязалась переписка с другом из Аргентины, он так и написал в ответ на то, что мы празднуем этот праздник 7 января: "Мы любим отмечать заранее!". Я спросила, как они отмечают Рождество в своей стране, а он в свою очередь захотел узнать о наших традициях. И, слава интернету, потому что я вдруг обнаружила, к огромному своему стыду, что имею совершенно расплывчатое об этом празднике представление.


Так что пришлось срочно просвещаться. Что такое Рождество Христово никому объяснять не надо, смысл заложен в самом названии. Раньше на Руси это был главный праздник, народ готовился к нему и ждал целый год. Перед Рождеством еще был рождественский шестинедельный пост, в течение которого из животной еды разрешалась только рыба, а вот на само Рождество уже традиционно готовили разнообразные блюда из свинины - жареный поросенок, запеченная свиная голова, холодец. Так же пекли различные кулебяки, пироги, блины. Зажаривали гуся в яблоках. И на десерт - медовые пряники. Из напитков разные сбитни и взвары. Непременным атрибутом праздничного стола была пшенная каша с изюмом и компот. Алкоголя на Руси, к счастью, не употребляли.

В Рождественскую ночь было принято рядиться в разные одежды и ходить по домам колядовать. Что означало - петь величальные рождественские песни и собирать угощения. Со временем традиция немного изменилась, особенно в советское время, когда Церковь была отделена от государства и Рождество не праздновали. Помню из детства, что в новогоднюю ночь было принято наряжаться в костюмы и маски, брать угощение и ходить по домам, поздравлять друг друга. Мы, дети, в этом тоже участвовали. Правда тогда уже весь этот процесс был обильно приправлен алкоголем, от чего мне совсем не нравился. Но сам процесс - ходить ночью по гостям, есть, поздравлять друг друга и веселиться - это я очень любила!

Еще в Рождественскую ночь испокон веков было принято гадать. Это делали во все времена, несмотря ни на какие политические течения. Потому что вопрос будущего, а особенно личной жизни, интересовал девушек всегда. Я лично боялась сидеть со свечкой возле зеркала. А вот выкинуть валенок в форточку - это было весело. Или спросить прохожего, как его зовут, это вообще нечто на грани вызова. Еще бы, ночью подойти к взрослому мужику и спросить у него, как его зовут! Особая наглость...

Вот такой у меня получился экскурс в нашу историю и свое прошлое. Задумалась, какие традиции мне бы хотелось сохранить для празднования этого дня в своей семье? До 7 января есть еще время. Но мне кажется, что у нас в России сам собой складывается какой-то симбиоз русских и европейских традиций - сначала собраться семьей дома и хорошо покушать, что очень кстати, потому что обычно в эти дни бывают морозы. А потом уже поехать с угощениями по гостям. Как раз сын в гости пригласил на Рождество, собирается гуся запекать, а потом - в гости к родственникам. По мне так очень хорошая традиция!