Вопрос, как крючок на удочке, за который можно вытянуть из
памяти целую историю. Каким оно было - "Лето моего детства"? Это новое задание из
"Лета писателя" возвращает в далекое прошлое и поднимает пласты разнообразных
воспоминаний:
"Я верю, что в вашем детстве было особенное лето.
То, о котором вы без труда вспомните, которое захотите восстановить по крупицам запахов и звуков, а может, составить из обрывков летних дней всего своего детства".
То, о котором вы без труда вспомните, которое захотите восстановить по крупицам запахов и звуков, а может, составить из обрывков летних дней всего своего детства".
В моем детстве было совершенно сказочное
лето…. Поэтому пост будет длинный.
Наша компания состояла
из нескольких ребятишек детей метеорологов. Еще мы дружили с детьми оленеводов,
стойбище которых располагалось в нескольких километрах. Среди этих детей
оказалась моя одноклассница Шурка, с которой мы проводили большую часть
времени. Папа сделал мне собственный ножичек с ручкой из оленьего рога и, в
маленьких кожаных ножнах, он всегда был у меня на поясе. В лесу без ножичка
никуда. Грибов набрать, веток для костра настругать, удочку сделать, рыбку
почистить… Метеостанция всегда находится
на берегу реки, откуда можно брать воду, в тайге же нет водопровода. Там же, на
берегу, обычно ставят баню, и очень круто прыгать в нее с мостика прямо из
парилки. А еще к мостику привязывают лодки-моторки, на которых нас катал папа
на остров. Когда лодка шла через перекат, папа загонял нас в бардачок на носу,
чтобы не вылетели в реку, и мы болтались в этом бардачке, как шары в коробке.
Но было не страшно, а очень весело. Однажды
папа никак не мог завести мотор, а я сидела посреди лодки спиной к нему, и
вдруг шнур отцепился от мотора и намотался мне на шею. Вот мы насмеялись, аж до
икоты!
Помню, как мы ездили снимать сети и я тащила огромного тайменя, который
был с меня ростом. Еле дотащила, но не отдала, так хотелось сделать это самой.
Потом я его чистила на специальном столике на улице, обитым железом.
Внутренностями от больших рыб мы набивали трехлитровую банку и ловили на нее
гольянов и мелких хариусов. Просто садились в лодку, привязанную к мостику,
опускали в речку банку, обвязанную веревкой за горлышко, и ждали пока рыбешки в
нее набьются. Надо ли говорить, что у каждого ребенка на этой станции была своя
персональная удочка? За рыбкой покрупнее мы ходили на косу. Там же разводили
небольшой костер из сухих веток и жарили свежепойманную рыбу на палочках.
А
однажды не пришел борт, это вертолет, который завозил продукты, и мы остались
на подножном корму. Собирали грибы в лесу и жарили их на воде. Делали якутские
лепешки – месили крутое тесто и сушили его на сковороде без масла. Папа называл
их «подошвами». Когда были в гостях в стойбище, ели там вяленое оленье мясо,
это якутская еда. Такие же «подошвы», как те лепешки. Оно висело на веревках и
вялилось на солнце, подобно тому, как это делают с рыбой. Там же в стойбище я
видела рождение олененка. Поразило, что он тут же встал на ноги и пошел. Там же
меня учили доить оленя. Там же меня учили на нем ездить. Но плохо прикрепили
седло, и оно съехало с оленя вместе со мной. Это тоже было очень смешно. А еще
там были невысокие олени, которым седла не нужны. Они похожи на диванчики, у
них широкие спины и можно ездить как на осле, очень удобно и мягко. На олене не
страшно, потому что можно держаться за рога. Якутские лошади почти такие же,
как эти олени, маленькие и лохматые,
только без рогов. Но все же большую часть времени мы проводили на станции.
Что
было самое замечательное в том лете? Мы, дети, просто жили каждый день. К нам
не были приставлены взрослые. Мы все могли делать сами, готовить еду, ходить в лес
за ягодами, грибами, на речку купаться, ловить рыбу, переходить ее вброд на
другой берег за жимолостью, ходить по перекату туда-сюда, преодолевая бурные
потоки воды. Играть с множеством кошек и носиться с лайками наперегонки. Мы
были предоставлены сами себе, и это была настоящая жизнь!