Мужчины или "маменькины сыночки"?


Когда у меня гостит внук, мы всегда ходим на большую детскую площадку, чтобы покататься на винтовой мега-горке с тремя поворотами. Вот и в прошлые выходные мы там оказались. Я, как и положено бабушке, заняла пост наблюдения на лавочке в тени. Степан понесся на любимое сооружение, и периодически появлялся в зоне моей видимости. 



И вот, в какой-то момент его нахождения с оборотной стороны этой конструкции вдруг раздался пронзительный визг. И я помчалась проверять, что же случилось.

И вот что выяснилось. Стёпа, будучи ребенком чрезвычайно любознательным, катался с горки следующим образом – сначала он съезжал как положено, на попе ногами вперед, потом спиной вперед, затем лежа на животе ногами вперед, а потом на животе вперед головой. Следующим этапом он стал запускать с горки кепку и наблюдать за её передвижениями, а следом съезжать сам. И вот, в очередной заход, оббегая вокруг горки, он нашел кусок пластика с острым углом и побежал с намерением запустить с горки его.

У подъема он встретил "добрую тётю", которая без выяснений, что происходит, сразу же попыталась отобрать у него эту штуку со словами "сам поранишься и других поранишь". Степан так просто не сдался, издал истошный визг и пластик не отдал, несмотря на свой 4-х летний возраст. И даже сумел его отстоять и удрать, при этом продолжая визжать на той же ноте. Добежав до верху горки, он его запустил, а затем мы его вместе выкинули в мусорку, решив, что это "опасный предмет" и лучше с ним не бегать.

И вроде бы все закончилось хорошо, но почему-то этот случай не выходил у меня из головы всю неделю... И я поняла, что суть происшествия глубже, чем показалось на первый взгляд.

На мой вопрос: "Почему ты так громко кричал?", он вдруг разразился крокодильими слезами: "Тётя хотела у меня это отобрать".

Понимаете? Ребенок столкнулся с насилием. Причем, ребенок, не привыкший к насилию. За него вдруг решили, что "он поранится и других поранит" и попытались за него же осуществить "правильное" действие.

Само собой, он начал себя защищать. Его бы спросить – зачем он взял эту штуку, что он собирается с ней делать и предупредить, что с ней нужно быть осторожным, так как она может поранить. В общем-то он к такому общению и привык в семье, потому что так он учится думать, делать выводы, и принимать решения сам, как и положено будущему мужчине. Выкинул же он спокойно эту штуку, после того, как осуществил свой замысел... и не поранился. Да, в общем, мальчик и не должен бояться пораниться, он же будущий защитник.

И получается, что в данном конфликте столкнулись два стереотипа воспитания.

  1. Воспитание будущего мужчины – способного принимать самостоятельные решения и умеющего постоять и за себя, и за других, при необходимости.
  2. И маменькиного сыночка – за которого все решат и сделают женщины, и который никогда (не дай Бог!) не полезет туда, где опасно.

И что же мы удивляемся, что перевелись настоящие мужчины и не за кого выходить замуж? Чтобы мальчик вырос мужчиной, к нему нужно с детства и относиться, как к мужчине.

Он – не безмозглое существо, которое ничего не понимает, и потому за него нужно все решить, обезопасить и соломку в нужных местах подстелить (потому что взрослые всегда все знают лучше!).

Он – маленький человечек, уже имеющий свою задачу в этой жизни, свои таланты и свои интересы, и ему нужно помочь открыть и развить свои способности и воспитать мужественность, тогда он и будет с детства чувствовать себя и человеком, и будущим мужчиной, а не придатком к женщине (сначала – к маме, потом – к жене).

Для примера, Степан в 4 года знает русский и английский алфавит, устройство солнечной системы, интересуется спиральными и эллиптическими галактиками, дереводробительными установками, гигантскими машинами и погрузчиками, физикой для малышей и много чем еще. Он умеет подтягиваться и делать подъем с переворотом на кольцах. Область его интересов все время расширяется.

Он не вундеркинд. Он просто нормальный ребенок, к маленькой личности которого родители относятся с уважением и не мешают развивать свои способности.